Показати повідомлення окремо

Пришло время поговорить об авариях в ЖКХ

13.11.2009, 12:01   Залишайте свої коментарі, реєстрація необов'язкова

В Украине официально стартовал отопительный сезон.

В большинстве городских домов батареи уже горячие, а местные власти переживают лишь о том, как заплатить за тепло. И это несмотря на то, что эксперты прогнозировали срыв отопительного сезона.

Впрочем, радоваться рано — морозы еще не наступили, а в прессе уже появились сообщения о повреждениях на теплотрассах. Это дало повод оппозиции еще раз покритиковать правительство и рассказать о возможных авариях в ЖКХ в будущем.

По словам экс-министра ЖКХ Александра Попова, “на техническую готовность в 2007 году из государственного и местных бюджетов было выделено более 4 млрд. грн. А в этом году — порядка 500 млн. грн., что в девять раз меньше, чем два года назад. Поэтому когда мы говорим о технической готовности, это просто иллюзии, или мы намеренно обманываем и себя, и население. С учетом того, что изношенность основных фондов очень высокая, аварии, к сожалению, наверное, будут и в этом году”. В свою очередь, действующий министр Алексей Кучеренко решительно переносит “апокалипсис” в ЖКХ на следующий год. “Эту зиму мы переживем. Если реформа будет, то следующую зиму я вам гарантирую. А если нет, не гарантирую”, — сказал министр. В итоге уже который год по стране бродит призрак Алчевска, и действующая власть расходится с оппозицией лишь в вопросе сроков аварий.

И, по большому счету, надо признать, что Украина к отопительному сезону технически не готова. Впрочем, точно так же она не была к нему готова и год, и два назад. Изношенность основных фондов стала уже притчей во языцех, прекрасным поводом попиариться и “заработать”. Политики и эксперты называют разные цифры изношенности — от 50 до 90%, но как обстоят дела в действительности никто точно не знает. Отрасль необходимо реформировать — к такому выводу приходят все эксперты. Но при этом далеко не все понимают, что решить в один момент проблемы, накапливавшиеся годами, невозможно. По словам директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерия Гееца, на реформирование системы ЖКХ потребуется 10—15 лет. Некоторые эксперты еще более пессимистичны: чтобы поднять этот сектор, необходимо столько времени, сколько он пребывал в упадке, а это без малого 20 лет.

Но в процессе реформы (если она, конечно, начнется) ЖКХ нужно как-то существовать. И в этом смысле нынешняя политика латания дыр дает результаты — отопление и водоснабжение по-прежнему есть в большинстве городов. Другой вопрос, что такая политика могла бы быть на порядок эффективнее даже при нынешнем уровне финансирования.
Деньги на текущий ремонт жилищно-коммунальное хозяйство может получить из двух источников — заложить в собственные тарифы и взять из бюджета. Первая составляющая, даже несмотря на заполитизированность, могла бы существенно изменить ситуацию с текущим ремонтом. Для начала — в экономически обоснованный тариф закладываются постоянные и плановые расходы. И если плановые расходы четко регулируются в зависимости от объема выполненных работ (или предоставленных услуг), то постоянные переносятся в бюджет из года в год. В некоторых городах административные расходы доходят до 60% в квартплате, тогда как мировая практика показывает соотношение 70 к 30 в пользу плановых расходов. А у нас все регулярно наблюдают картину, когда один сотрудник жэка что-то чинит, а еще пятеро дают ценные советы, и все эти советы отплачивает потребитель. Тогда как деньги можно было бы потратить на ремонт. С другой стороны, у нас существуют серьезные ограничения относительно того, что можно включать в экономически обоснованный тариф, и расходы на ремонт (так называемая инвестиционная составляющая) очень ограничены.

В итоге на данный момент основная надежда на средства из бюджета. Их, конечно, всегда недостаточно, но даже выделенные деньги не осваиваются отраслью. В 2007 году уровень освоения бюджетных средств регионами Украины на реформирование ЖКХ составил 90%. Из уже выделенных денег Тернопольская область смогла освоить лишь 53%, Севастополь — 74%. При этом в 2008 году к 1 ноября средний показатель использования средств по бюджетным программам финансирования отрасли составлял 35%, а в Закарпатской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Херсонской областях бюджетные средства вообще не использовались. В этом году, по данным Секретариата Президента, деньги тоже перечисляются несвоевременно. “В частности, субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по водоснабжению и водоотвод профинансирована на 48% годового плана. На сегодня выделено всего 960 млн. грн. из предусмотренных 2 млрд. грн., в то время как фактический объем расходов на такую субвенцию в 2008 году составлял 3,1 млрд. грн.”, — говорится в аналитической записке ведомства.

Причина такого состояния дел — “правильно” составленная бюджетная роспись, согласно которой на последние два-три месяца переносится финансирование до 50% расходов для ЖКХ. Понятно, что в разгар отопительного сезона коммунальщики не могут проводить ремонты, а значит средства остаются неосвоенными. Такой подход практикуется как минимум последние девять лет.

Впрочем, если проанализировать ситуацию, сложившуюся в этом году, оказывается, что она немного лучше, чем в прошлых годах. С одной стороны, в этом году в бюджете на жилищно-коммунальное хозяйство выделено денег меньше, чем было профинансировано в 2008 году, — на 18,9%. (Кстати, такой же процент в прошлом году коммунальные предприятия не сумели освоить.) Но при этом фактические расходы за восемь месяцев оказались на порядок выше аналогичного периода прошлого года. К примеру, за январь—август 2009 года фактические расходы на жилищное хозяйство составили 1,8 млрд. грн. (почти 64% плана), тогда как за аналогичный период прошлого года — 1,1 млрд. (53% плана). Коммунальное хозяйство за восемь месяцев было профинансировано на 1,7 млрд. (61,1% от плана), тогда как в прошлом году этот показатель достигал 59,6%.

Хотя финансирование проектов в ЖКХ, средства на которые выделяются из стабилизационного фонда, по старой привычке перенесено на последние месяцы. Так, по итогам трех кварталов выделено только 43% средств, предусмотренных на ремонт и реконструкцию объектов водо- и теплоснабжения, в частности котельных. Остальные средства, видимо, уже и не будут освоены — зимой сеть теплоснабжения качественно не отремонтируешь.

Понятно, что правительство сейчас не спешит ремонтировать объекты ЖКХ, тут бы справиться с другими проблемами отрасли. За семь месяцев 2009 года убытки коммунальщиков увеличились на 40% — до 1,5 млрд. грн. По последним данным, в период подготовки к отопительному сезону долги ЖКХ выросли на 400 млн. грн., а долг по выплате заработной платы достиг 200 млн. Однако других источников помощи у коммунальщиков сейчас нет. Если пару лет назад многие местные советы летом брали кредиты на ремонт ЖКХ, а зимой, при поступлении средств, отдавали кредит, то сейчас это сделать практически невозможно. По словам экспертов, банки отказываются кредитовать ЖКХ, не имея гарантий, что средства из бюджета таки будут выделены. В результате хорошим уровнем финансирования коммунальной сферы может похвастаться только Киев — по итогам трех кварталов профинансировано 70% всех запланированных на год расходов, при том, что был установлен план 66,7%. Правда, этот успех достигнут ценой сомнительного кредита в 1,2 млрд. грн., который весной взяли столичные власти. Остальные города по-прежнему ждут реформ.